Индия, Мумбаи, вокзал Королевы Виктории

0
245

Вокзал королевы Виктории является очень важным транзитным пунктом для множества людей. Он расположен в самом «сердце» Бомбея (именно таким англизированным именем назывался Мумбаи до 1995 года, когда был официально переименован): своеобразный памятник британскому протекторату, застывший в камне — купол этого сооружения, который считается одним из самых крупных в мире, можно заметить еще из далека. Не так давно его торжественно переименовали в честь короля Индии Чхатрапати — Шивааджи, хоть население по привычке (или традиции) именует его Виктория-Терминус, или ВТ.

Здание Вокзала

С 62-х междугородних внутренних бомбейских станций постоянно спешат пассажиры, которых ежедневно можно насчитать более трех миллионов человек.И при этом вокзал «живет» и работает 365 дней в году! И столько же дней приступают к своей нелегкой, но столь необходимой работе порядка 500 машинистов. Рабочий день машиниста начинается с теста на алкоголь, проверка чемоданчика: флажок, фонарь, рейсовый журнал.

Смена начинается. Более 1100 составов обслуживают районы Бомбея. Бомбей (или Бомбай) с его 14 млн. жителей — это гигантский муравейник, улицы которого переполнены транспортом. И именно по этой причине, поезда, несмотря на небольшую скорость и частые остановки — наиболее удобное средство передвижения. Рельсовые пути пронизывают город, как кровеносные артерии.

Индийская железная дорога считается крупнейшей в мире: 14 тысяч составов ежедневно перевозят 14 млн. пассажиров по рельсам протяженностью 50 тысяч километров.

В 1853 году в столице началось строительство первой ветки, после чего, железная дорога охватила весь континент. Отсутствовал только наглядный символ, который подчеркнул бы роль железной дороги и Бомбея, как главных ворот британо — индийских торговых отношений.

Подъем Бомбея начался в середине 19 века, благодаря возросшему спросу на хлопок. Это время нашло свое отражение в архитектуре. Европа (и прежде всего Англия) переживала тогда возвращение готического стиля. Поэтому в Индии много готических зданий, которые подчеркивают могущество Британской Империи. В это время были построены университет, здание суда и городское управление, но самый яркий пример викторианской неоготической архитектуры Бомбея, конечно же, Виктория — Терминус.

Несмотря на то, что Фредерику Уильяму Стивенсу недавно исполнилось двадцать лет, в 1878 году он прибыл в Индию и возглавил проектные работы для будущего одного из самых важных объектов в истории Индии. Затем, строители работали на протяжении 10 лет, но в итоге получилось уникальное здание, вплетающее прогрессивную британскую инженерную мысль в узор индийской народной традиции.

Утренняя суета Виктории Терминус улеглась. Наступил полдень. Время разносчиков еды даббавала. Каждое утро они забирают с разных районов города судки с едой, которые женщины приготовили для своих работающих мужей. Разносчики доставляют каждому его еду на рабочее место с точностью до минуты, вопреки городской неразберихе и благодаря железнодорожному сообщению.

А еще с наступлением полудня 400 — метровые крытые платформы становиться необычайно красивыми, благодаря преломлению дневного света. Само перекрытие — это «модные и классические» сталь и стекло, которое торжественно возлежит на довольно солидных колоннах. Капители последних в основном изготовлены из железа, но есть и из белого песчаника.

Так называемая «звездная палата» — зал ожидания для пассажиров 1 — го класса, где сейчас здесь продают билеты. А раньше великолепная лестница предназначалась «только для офицеров». Сегодня она ведет в офисы руководства железной дороги и наверх под купол.

Стивенс соорудил не обычную для того времени конструкцию: на ребристых сводах покоится восьмиугольный барабан и основная задача купола, возвышающегося над главным входом, поражать воображение и служить ориентиром…

Тем временем, дневная жизнь вокзала идет своим чередом. Сортируется почта для вечерних поездов, поступает выручка с других станций: она будет храниться в «ВТ». Для чистильщиков обуви работа найдется в любое время, а вот даббавала свою работу выполнили и ждут обратного поезда. Рабочий день машиниста тоже завершен. У носильщиков послеобеденный отдых. Бригады технического обслуживания снимают брезент, защищающий крышу от тропических ливней, которые (вместе с муссонами) наносят сооружению довольно большой(иногда неотвратимый) вред…

Сооружения, выполненные в жанре неоготики викторианской эпохи есть во многих странах, но именно в Бомбее сложился самобытный неоготический стиль, включающий в себя неотразимую и завораживающую архитектуру Индии, которая родилась в этом климате. Весьма «объемные» пространства в сочетании с толстыми стенами и большими верандами гарантируют пассажирам прохладу в этом достаточно жарком и непростом климате.Здание Вокзала

Фасады достойны более пристального внимания. Проект англичан профинансировали индийские дельцы, а местные мастера привнесли в него национальный колорит. Фасады зданий украшают выступающие вперед эркера, декоративные колонны, фигурки сказочных персонажей. Местным резчикам по камню удалось рассказать о том, что они считают настоящей Индией: изумительные животные соседствуют с барельефами исторических персонажей, а также, вырезанном в камне, расслоению индийского общества на касты. В камне представлены столпы британской колониальной экономической системы: торговля, инженерное дело, сельское хозяйство. Возвышается над всеми леди — прогресс, которая является символом постоянного развития…

Конец рабочего дня. Офисы и магазины закрываются. А на вокзал нахлынула новая волна. Люди разъезжаются по домам, и поздно вечером оживление охватывает противоположное крыло здания. Это не должно вызывать удивления: ночные поезда связывают Бомбей со все субконтинентом.

Зал ожидания поездов дальнего следования оживлен. Перед отъездом активно раскупается еда: южно индийская доса и овощные массала с маслом и хлебом. Носильщики работают в две смены. Пассажиры спешат, а носильщики не двигаются с места. Они спохватились очень поздно, а экспресс не ждет…

Но, наконец, на вокзале становится тихо и закрываются последние билетные кассы. Виктория-Терминус отдыхает только 2 из 24 часов. Но в начале 5-го он снова проснется для нового дня, готовый принять свои 3 млн. пассажиров…
В 1994 году вокзал получил статус культурного наследия ЮНЕСКО.

В 2008 году Виктория — Терминус «проснулся» знаменитым благодаря тому, что стал главными локациями действия лауреата 8 премий «Оскар» и 4 премий «Золотой Глобус», фильма «Миллионер из трущоб».